Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 18:56

МКОУ "Логовская СШ" Калачевского р-на Волгоградской обл.

МКОУ Логовская СШ
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 46
Оцени школу
bus.gov.ru
2024-год семьи
obraz.volgograd.ru
Горячее питание
Наши партнёры
obraz.volgograd.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Растим детей
Министерство образования и науки Российской Федерации
Учитель-клуб
Методические рекомендации. Обновлённый ФГОС

Аверин Р.С., учитель ИЗО

Коллективная форма организации изобразительной деятельности как средство развития творческой активности учащихся

На уроках изобразительного искусства, интегрированных занятиях и во внеклассной работе  я часто применяю различные формы коллективной деятельности учащихся с целью развития у них творческой активности и формирования устойчивого интереса к предмету ИЗО.  Задачи коллективного творчества детей  следующие:

  • развивать творческий потенциал и активность учащихся в совместной деятельности;
  • формировать коммуникативные навыки и культуру общения;
  • вызывать интерес к предмету через положительные эмоции, чувство удовлетворения и успех в работе;
  • посредством совместной деятельности способствовать формированию универсальных учебных действий  (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных).

В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения.  Общение в процессе коллективной деятельности – важное средство передачи полезной информации и практического опыта, приобретения умения работать в группе.

Общеизвестно, что значительный рост интереса педагогов к этому методу был отмечен ещё  в конце 1990 года. Отчасти это можно объяснить появлением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, расширяющих представления о художественной культуре всех народов мира.

Б.М. Неменский в книге  «Мудрость красоты»  даёт высокую оценку методу коллективных работ, отмечая, что при его использовании ученики приобретают не только  опыт коллективного творчества,  но ещё и опыт понимания места и роли искусства в жизни.

Стараюсь учить детей культуре общения постепенно, начиная с 5 класса.  Сначала выбираю несколько человек, обладающих способностями организаторов.   Изобразительную деятельность распределяю между ними сама: кто-то заполняет фон, кто-то рисует землю,  кто-то размышляет, как заполнить пространство между небом и землёй.  Некоторые дети видят картину целиком на уровне интуиции, это свидетельствует о том, что они способны руководить процессом, их можно назначать  «главными художниками».  Другим детям нравится изображать деревья, человека, цветы, животных.  А третьи не могут пока работать в коллективе: начинают спорить, доказывать своё мнение, не учитывая при этом мнения остальных ребят.  Не настаиваю, стараюсь  предотвратить возможные конфликты, предлагаю  поработать индивидуально, самостоятельно.

Детская коллективная работа на большом формате всегда смотрится интереснее и красочнее, чем работа, выполненная на обычном альбомном листе.  Ребята  тоже отмечают это, поэтому с энтузиазмом принимаются  за выполнение совместного рисунка, аппликации или творческого проекта. Не у всех эта деятельность вначале проходит бесконфликтно.  Когда всё чётко организовано учителем, проблем почти не возникает. Если же ребёнок категорически отказывается работать в группе, стараюсь спокойно разрешить возникшую ситуацию: предлагаю проявить свою индивидуальность, поработать  одному, самостоятельно, выразить собственное  «Я».

Уже в конце 5 класса часто использую совместно-индивидуальные формы коллективного творчества. Так, на мой взгляд, легче организовать детей.  Весь  класс работает над одной композицией. Но каждый ребёнок выполняет свою часть  для общего панно, композиции или постройки.  Потом всё это собирается вместе в одну большую общую работу с учётом перспективы  (ближе – дальше) и ритма пятен (тоновый и цветовой контрасты).  При наложении некоторые детали перекрываются другими, так учащиеся осваивают законы перспективы и учатся компоновке предметов.

Совместная творческая деятельность учит  детей договариваться, ставить и решать общие учебные задачи,  понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к  работе товарищей. А общий положительный результат даёт стимул для дальнейшего творчества, у детей появляется уверенность в своих силах.  

Совместно-последовательную коллективную деятельность применяю редко, только в том случае, если нужно изготовить много каких-то предметов (например, снежинок, птиц, листьев, поздравительных открыток). Эта деятельность хороша для приобретения детьми каких-то определённых навыков, но простора для проявления творчества в ней мало.

В 6-7 классах значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе возрастает, особенно на обобщающих занятиях или больших праздниках. Здесь я чаще использую совместно-индивидуальную  и совместно-взаимодействующую форму коллективного творчества.  Во-первых, дети становятся взрослее, они приобретают коммуникативные навыки, учатся работать различными художественными материалами, продуктивно осваивают азы изобразительной грамоты.  Кто-то из детей работает быстрее, кто-то медленнее – это не влияет на общий процесс работы над композицией. Тут каждый может делать работу как индивидуально, так и совместно с кем-либо.  Если ребёнок заканчивает выполнение своей части работы, он может переключиться на другую деятельность, либо помогает другим одноклассникам. Дети уже сами знают свои возможности, учитель частично помогает в организации их самостоятельной работы. Важно то, что каждый ученик старается, чтобы его деталь картины обязательно попала в общую композицию.  Они уже самостоятельно придумывают сюжет и название панно. Такие работы часто становятся прекрасным украшение школы.

В старших классах я  нередко  применяю групповую работу.  Для этого объединяю учащихся с одинаковыми учебными возможностями и  одинаковым уровнем  сформированности  учебных умений и навыков, где каждая группа выполняет определённый вид задания для реализации какого-то общего проекта.  В других случаях объединяю учеников в пары, где они помогают друг другу осваивать основы компьютерной грамоты,  эстетически грамотно разрабатывать дизайны проектов  (при работе над  мультимедийными проектами).  

 Процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интереса к изобразительной деятельности. Успех способствует положительному эмоциональному отношению к занятиям изобразительным искусством, активизирует процесс взаимодействия и культуру общения между детьми.  Огромным плюсом данной учебной деятельности является вовлечение абсолютно всех учеников класса  в общую творческую деятельность. Учитель зачастую выступает в роли консультанта.

Важными моментами, на которые я обращаю внимание при выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности, являются следующие:

  • учёт места урока, классного часа, интегрированного занятия, внеклассного мероприятия в тематическом плане  уроков ИЗО или плане воспитательной работы;
  • возрастные и индивидуальные  особенности учащихся;
  • посильность задания и доступность изобразительной техники его выполнения.

Обобщая сказанное, хочу сделать вывод: при организации коллективной деятельности главное – способствовать развитию творческого потенциала ученика, помочь ему научиться  нестандартно  мыслить, чувствовать пространство и форму, переводить свои зрительные и чувственные образы в тот материал, с которым он работает. И, конечно же, вооружить его знаниями, навыками, умениями, которые помогут ребёнку осуществить задуманное, научить и приучить его самостоятельно накапливать  нужную информацию, т.е. заниматься самообразованием.

Поиск
ГосУслуги
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Оцени школу на bus.gov.ru
  • УчМет

  • Логовская СШ © 2024