Формирование функциональной грамотности во время внеурочной (исследовательской) деятельности
Центры призваны обеспечить возможность освоения обучающимися общеобразовательных организаций основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, в том числе в сетевой форме.
Использование современных информационных технологий, средств обучения, учебного оборудования, высокоскоростного интернета и других ресурсов Центра послужит повышению уровня качества и доступности образования.
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность включает в себя:
- Глобальные компетенции
- Математическая грамотность
- Финансовая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Читательская грамотность
Внеурочная деятельность
- Шахматы
- Робототехника
- Моя безопасность
- Основы финансовой грамотности
- Наглядная геометрия
- Наука опытным путём
- Решение нестандартных задач по информатике
Даже при самой простой работе — когда учащийся собирает робота, строго следуя инструкции, у него формируется способность осваивать и использовать технологические умения, то есть начальный уровень технической грамотности.
В точке роста мы занимаемся системой автоматизированного проектирования.
Создание эскизов, деталей чертежей, свойств моделей и назначение материалов позволило нам подготовить файлы для 3D принтера и получить готовые модели. В направлении Робототехники мы создаем минироботов, работая с кейсами Робототехника, удобна для тех, кто мечтает сам смастерить робота. Здесь ученики совокупляют свои знания в области математики и физики, учатся создавать собственные роботизированные устройства для выполнения реальных задач.
Очень важно, что на таких занятиях ученики развивают креативное мышление.
3D моделирование
Крепление для микрофона. Спроектировано в программе Компас 3D и распечатано на нашем 3D принтере для того, чтобы детям было удобно работать с микрофоном в VR-шлеме онлайн.
Информационную грамотность
Грамотность, связанную с решением жизненных задач с использованием экранных представлений информационных объектов и моделей в ходе их реального применения для постановки и решения обучающимися важных и интересных задач.
Выбор и использование программных продуктов под особенности решаемых задач и собственных предпочтений.
Математическую грамотность
Позволяющую применять математику для решения разнообразных практических задач. Строя модели и готовя их к печати, еще и еще раз используются представления о форме и размерах,элементах тел (грань, ребро, поверхность, диагональ и т.д.), сечениях, преобразованиях фигур различного вида.
Критическое мышление
При решении проблем, связанных с трехмерным моделированием объектов и их 3D печатью (как напечатать и т.п.).
Читательская грамотность
Развитие способности правильно понимать технические тексты с заданиями по моделированию трехмерных объектов.
Коммуникативные умения и навыки
В процессе организации командной работы обучающихся с использованием современных образовательных технологий. 3D-моделирование – это круто! Оно позволяет не только решать практические задачи, но и воплощать мечты!
«Шахматы»
Развитие критического мышления и умения учиться становятся одними из ключевых задач современной школы. Шахматы учат рассуждать, развивают умение искать альтернативы, рассматривать плюсы и минусы различных действий, моделировать ситуации и планировать. Все эти навыки пригодятся школьнику во взрослой жизни.
«Информатика»
В мире, где господствуют такие слова как интернет, социальные сети, дети стали задавать вопрос:
- А зачем нужен вообще предмет «Информатика».
Их не интересуют простые понятия и знания строения компьютера. Вот и начинаешь задумываться над вопросом: «А как сделать более интересным и понятным предмет, заинтересовать.»
Нам, как учителям информатики, необходимо строить каждый урок так, чтобы у всех учеников вызвать устойчивый интерес, сформировать учебную активность и желание творить и познавать, экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы – это и есть задача современного учителя. Без применения эффективных педагогических идей, активных форм и методов обучения и компьютерных технологий при подготовке таких уроков здесь не обойтись.
И сегодня как никогда востребованы люди, способные генерировать новые идеи, творчески мыслить; коммуникабельные, контактные в различных социальных группах.
Одна из основных задач, которые мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире – формирование функционально грамотных людей.
Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Функциональная грамотность складывается из компьютерной, информационной, коммуникативной, экономической, гражданской, общественно-политической, языковой, бытовой и общей грамотности человека.
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, которая предполагает:
- Знание назначения и пользовательские характеристики основных устройств компьютера.
- Знание основных видов программного обеспечения. Знание пользовательских интерфейсов.
- Умение производить поиск, хранение, обработку различных видов информации с помощью соответствующего ПО.
Что очень важно в настоящее время, так как всё больше профессий связано с использованием вычислительной техники от простого ввода данных до разработки новых поколений технических и программных средств.
В настоящее время наш центр образования цифровых и гуманитарных компетенций «Точка роста» активно задействован в учебном процессе: в нем проводятся уроки, проходят занятия и мероприятия по внеурочной деятельности.
Огромным преимуществом работы центра стало то, что дети изучают предметы на новом учебном оборудовании.
Информатика – предмет школе не новый, но в центре «Точка роста» он приобрёл новую окраску.
Прошло совсем немного времени с открытия центра «Точка роста» в нашей школе, а он уже стал важнейшим звеном, в котором интересно участвовать и взрослым, и детям.
Быстрый прогресс в области информационных технологий заставляет также быстро изменять содержание курса информатики. Планируя курс информационных технологий,
возникает проблема не как научить, а как правильно сформировать практические задания и оценить креативные способности обучающихся во время проведения занятий.